Невзирая на лица
Пишет Гость:
26.04.2012 в 18:17
Предлагаю вспомнить и поговорить о книге
Антона Семеновича Макаренко Педагогическая поэма
Когда ты прочитал ее, анон, в каком возрасте? Что скажешь сейчас? Дашь ли прочитать своим детям? Как тебе методы воспитания?
Лично меня, когда то потрясло то, что все в книге - правда и он действительно делал из бывших уголовников хороших людей. Я потом нашел и прочел другие его рассказы и повесть "Флаги на башнях", но не оно то.
Антона Семеновича Макаренко Педагогическая поэма
Когда ты прочитал ее, анон, в каком возрасте? Что скажешь сейчас? Дашь ли прочитать своим детям? Как тебе методы воспитания?
Лично меня, когда то потрясло то, что все в книге - правда и он действительно делал из бывших уголовников хороших людей. Я потом нашел и прочел другие его рассказы и повесть "Флаги на башнях", но не оно то.
Вопрос: ?
1. Я читал, мне понравилось | 104 | (66.24%) | |
2. Я читал, мне не понравилось | 11 | (7.01%) | |
3. Я не читал | 42 | (26.75%) | |
Всего: | 157 |
Макаренко уважаю, Педагогическую поэму перечитывала неоднократно, особенно в период работы с трудными великовозрастными товарисчами в летнем лагере - вдохновлялась. Можно до посинения спорить о методах Макаренко, но для меня важным критерием выступает результат. А у Макаренко он 100%! Ни один из его воспитанников не стал рецидивистом, т.е. не вернулся к прежней жизни! (из интервью с одним из последователей)
Трилогия о педагогической деятельности Семёна Карабанова (героя ПП) и его жены (которая у Макаренко - Черниговка). Первая книга о том, как Карабанов поднимал детдом для трудных подростков под Ленинградом, вторая - обычный дет.дом на Украине, третья - жена Карабанова с дет.домом в эвакуации. Вигдорова пишет отлично, живо, после неё читать Макаренко было сложновато.
Поэму прочитала, с интересом, но обусловленным больше книгами Вигдоровой. Остальные книги Макаренко не пошли.
Сын Карабанова (Калабалин настоящая фамилия), Калабалин Антон Семёнович, в настоящее время директор музея Макаренко в Москве. У музея есть неплоой сайт, где много чего выложено. Мне очень понравилась одна фраза их интервью с А.С. Калабалиным. У него спросили, почему он пошёл в педагогику? Он ответил, что как и другие воспитанники он вдохновлялся примером своего отца, который умел и знал всё, и животноводство, и Чайковского, и столярное дело, и отлично готовил... "Кто для меня был милиционер? Человек, который приходил к моему отцу за советом"
А Вигдорову рекомендую, да, особенно тем, кому понравилась Поэма. Местами мелькает советская идеалогия, но не так чтобы совсем много. Отличный язык, читать очень легко.
в сети есть, и даже на бумаге переиздали - видела как-то в книжном.
Вигдорову читать легче может ещё и потому, что дети там более обычные, более понятные нам. Не дети Гражданской войны. Не Карабанов, который с 14 лет воевал, был ранен, опять вернулся на войну, опять был ранен...
анон с Вигдоровой
Присоединяюсь. Замечательная книга, очень любила её в детстве и сейчас люблю. Всё очень жизненно, но без чернухи, всё честно и искренне.
Макаренко тоже читала с удовольствием и не раз, но он всё же не писатель, точнее, он в первую очередь воспитатель, так что язык у него более суховатый и не такой красивый, что ли... с другой стороны, это же самый что ни на есть первоисточник, а не литературная обработка, как у Вигдоровой.
Вигдорову читать легче может ещё и потому, что дети там более обычные, более понятные нам.
Тоже соглашусь. "Педагогическая поэма" о временах очень далёких и очень странных... настолько всё было тогда по-другому. Но это и особенно интересно.
Эх, перечитаю, пожалуй)) Начну с ПП, давненько не читала её...
Да, оно неплохо, но не ПП. Очень уважаю эту книгу и его. Не вижу ничего ужасного в его методах, да ужасного в них и нет. Жестко, да, но не больше. А как еще было воспитывать таких типусов, как его ученики?
Прочитала в первый раз лет в 11, наверное, это все же рановато.
Достаточно одного эпизода: там голод и тут голод, правительство ничего не выделяет и детям нечего есть. И они стали тащить овощи с соседних огородов. Так Макаренко согласился с этими эскападами и даже сам участвовал, а Викниксор своих за это отругал, чуть не вышиб из школы и поставил твердую цель: умираем с голоду, но не воруем. Я считаю, что это страшное лицемерие. Как можно было спокойно смотреть, как дети голодают? Макаренко добрее.
И вообще-то никто из макаренковцев не вырос вором из-за того, что они однажды взяли что-то чужое, чтобы не умереть с голоду.
ИМХО, Макаренко их именно перевоспитывал. А Викниксор - ломал.
методик «перевоспитания» как таковых не увидела, но как сборник баек о жизни интерната — увлекло. удивило, что никакой пропаганды, к которой давно привыкла в советских книгах.
А советская власть, как ни странно, Макаренко не очень жаловала, особенно в первые годы. Это потом его уже подняли на знамя, а при жизни травили немало. И это, кстати, в ПП отражено, и у Вигдоровой тоже.
Меня в свое время очень удивило в книгах это ощущение отсутствия надежного тыла... по сути, сражаться им приходилось на два фронта - за своих воспитанников и против косности начальства. Это вообще необычно для книг того периода - там обычно в этом плане благодать полная. У Макаренко и Карабанова же жизнь была - сплошная битва, одновременно с моралью улицы, беспризорников, преступников - и против тех, кто им мешал сверху. Этот мотив противостояния с властью - да-да, именно с людьми, которые тогда властвовали - постоянно проходит через все книги.
да, я уже в курсе.) но когда бралась за книгу, ожидала другого; как минимум, «нагрузки» к повествованию для цензоров.
Пусть продолжают резвиться в крапивинском треде, там самое место находить слэш)) У Макаренко его нет и слава богу!
возможно, в восторгах, с которыми он говорит о некоторых воспитанниках?) например, о Задорове.
или чья-нибудь нежная дружба
но увидеть слеш всерьёз — не думаю.
в ПП методики более расплывчаты, всё же это художественное произведение. У Макаренко помимо поэмы много статей сугубо педагогических. Методика Макаренко - это система организации воспитанников в отряды, выборы командиров, совет командиров. Система соревнований между отрядами - за чистоту и прочее. Некоторая военизация - рапорты, "есть", дежурные, горнисты, подъём и отбой по сигналу горниста, построения на линейку и подобное. Очень много внимания спорту.
При этом из воспоминаний (кажется, Карабанова, не помню - это был сборник воспоминаний): "Антон Семёнович, а вы что не купаетесь? айда вместе с хлопцами, жарко же!" - "Если я разденусь, вы все упадёте, какой я тощий. Не хочу так дёшево терять авторитет"
На совете командиров всё решали сообща - на какую экскурсию едем, на какие деньги, как их заработать, где взять автобус, кто разрабатывает программу экскурсии... И так по любому поводу - все праздники, помощь колхозу, успеваемость в школе, проблемы ремонта и быта... Т.е., трудовое воспитание.
У Макаренко дети активно участвовали в хоз. жизни детдома (колонии), сами ремонтировали, красили, делали мебель в своих же столярных мастерских (ещё и продавали, делая на заказ), шили одежду, вели подсобное хозяйство и т.п. Хотите играть в футбол? вместе ищем поле, вместе косим-выкорчёвываем, делаем ворота, всё сами. Сетку и мяч покупаем на заработанные деньги. И только потом играем. Воспитанники выходили из детдома уверенно, готовые к жизни во вне, умея зарабатывать деньги и тратить их, у воспитанников Макаренко и Калабалина были карманные деньги, ими же заработанные.
Современные дети, выходя из детдома, пуговицу пришить не умеют, не говоря о том, как вести себя во вне интерната. Как купить продукты в магазине многие не знают. Не говоря о том, чтобы приготовить поесть, сделать ремонт, устроиться на работу...
Макаренко отпускал детей одних в город или ещё куда за территорию лагеря, они много контактировали с другими людьми. На свой страх и риск, но отпускали, понимали, что иначе воспитанникам будет очень тяжело адаптироваться в обществе, выйдя из детдома. Помню эпизод у Вигдоровой - конец 1930-х, трое взрослых воспитанников, лет по 16, напомаженные-разодетые поехали на танцы в город, в электричке вступились за девушку, у которой отнимали сумку бандиты. Одному воспитаннику сломали руку, другому чуть не выбили глаз (он потом долго лечился, перенёс сложную операцию, пролежал в больнице больше года).
Детдом - одна семья. Директор - больше отец, чем директор. И Макаренко, и Калабалин проживали вместе с детьми, не отдельно. Т.е., не в одной спальне конечно, но на территории колонии-детдома. Спорный вопрос для многих современников, но после ВОВ, дети Калабалина также проживали с остальными воспитанниками в общей спальне, не имели никаких привелегий, и называли родителей по имени-отчеству, сын Калабалина, Антон, говорит, что впервве свободно стал называть отца отцом только в 25 лет, когда сам сам уже стал папой. В детдоме было очень много детей, изначально домашних, но ставших сиротами во время войны, своё сиротство они переживали очень тяжело - и Калабалин не хотел их таким образом травмировать ещё больше.
Всё вместе это и есть методика. Вам, анон, просто не с чем сравнить. Если вы близко познакомитесь с жизнью и устройством современного детдома - разница будет колоссальная. Если говорить о тех годах - "ночевала тучка золотая" вам для сравнения
21:59, ещё не дошла до этого эпизода. ужас, и правда.(
шортики и голые коленки
эммм ну это вообще не любителя, если честно. ченслеш же, а не слеш.
быстрофикс
+1
не просто так Макаренко умер в 39 лет от сердечного приступа
Калабалина не раз отстраняли от должности, и именно товарищи от образования, он вынужден был переезжать в другой регион. В 1938г. его арестовали, месяц продержали, допрашивали. Обвиняли в том, что он ведёт антисоветскую агитацию среди воспитанников. Сын Карабанова сокрушался, что при обыске изъяли всю переписку с Макаренко, и эти письма в итоге пропали. Когда его отпустили, НКВДшник сказал ему, что он был против ареста Калабалина, но настояли из трудовой комиссии, т.е. это снова нарком образования.
У Вигдоровой этот инцидент сглажен - Карабанова просто потаскали по всевозможным комиссиям.
Оправдали, но найти работу в этом регионе он уже не мог. И в другом регионе ему не давали трудных детей, хотя он постоянно просил. Макаренко за него просил - не получил вообще никакого ответа. Карабанов очень переживал это всё. И арест и прочее.
После войны тоже были наезды, но уже было легче. Карабанов был героем войны - школа разведки, заброс в тыл, учился в немецкой разведшколе, был заброшен к нашим, сдал всю свою группу, потом ещё какое-то время водил немцев за нос, помог вычислить прочих диверсантов. И ещё много чего.
Вообще потрясающие люди, конечно.
да задела одна идиотская статейка, сама не ожидала что так заденет
в крапивинском треде, где-то к концу ближе, давали ссылку на опус в ЖЖ - какой-то модный товарищ вытащил из контекста ПП всё, что можно и подал как гомосексуальные вожделения Макаренко. Да и всю методику свёл к тому, что Макаренко авторитет среди хлопцев имел потому что поэтому
Да там, в жж, такой бред сивой кобылы, что и спорить бесполезно. И десяток овец в комментах - то-то мне Макаренко всегда подозрителен быыыыл... спасибо автору статьи - открыли мне глаза-ааа... Так вот, что меня смущало, когда я читала поэ-ээээму-ууу...
как-то обидно стало за Макаренко и его методику
анон с методикой
Злобный завистливый бред от первой до последней буквы.
спасибо автору статьи - открыли мне глаза-ааа...
Воистину овцы... Че-то мне кажется, они ПП вообще не читали, или читали не головой. Иначе это не объяснишь.
makarenko-museum.narod.ru/Classics/Makarenko/Ma...